Факторы риска развития адикций (алкогольная, наркотическая, токсическая и др. зависимости) у несовершеннолетних.
Условно данные
факторы можно разделить на 3 группы:
- внутрисемейные;
- социальные (окружение, среда);
- личностные.
Давайте попробуем
проанализировать их подробнее.
1. Невозможность войти в мир взрослых без борьбы. Отсутствие принятия со
стороны значимых взрослых и, в первую очередь, родителей.
2. Резкое падение самоуважения при противодействии семьи и школы в
реализации новых взрослых возможностей подростка.
Если определять
самоуважение по формуле,
|
успех
|
САМОУВАЖЕНИЕ =
|
_______________________________
|
|
уровень
притязаний
|
где уровень
притязаний характеризует степень сложности тех новых «взрослых» задач, которые
подросток ставит перед собой, то самоуважение подростка в ситуации
противодействия стремится к нулю.
3.
Проблемы в семье, как материальные, так и эмоциональные, высокие
показатели отчуждения детей и родителей. Степень риска возрастает при
увеличении количества конфликтов между родителями и практически достигает
максимума при их разводе.
4.
Неспособность освоить взрослое социальное пространство, пространство
человеческих взаимоотношений в позиции диалога «взрослый» — «взрослый».
5.
Закрытый, жёстко авторитарный тип семьи со статичными, негибкими
ролями её членов, формальными отношениями и преобладанием
оценочно-контролирующей функции в ущерб ситуации самораскрытия, доверия и
равнопартнёрства.
6.
Наличие близких родственников, страдающих алкогольной или наркотической
зависимостью.
7.
Неприятие личности подростка со стороны сверстников.
Он должен изменять своему «Я» и жить по законам данной группы.
8.
Недостаточное признание собственных заслуг в значимой подростковой
среде. Низкая внешняя оценка в случае незрелости «Я» автоматически порождает
низкую самооценку.
9.
Преобладание имитационного поведения («быть как все»).
10. Высокие факторы зависимости
от реакции друзей и ситуации, пассивность в изменении среды.
11. Необходимость
принадлежности к какой-либо группе или компании, как средство
усиления собственного «Я». Низкая самодостаточность, подмена «Я»-концепции,
«мы — концепцией». Невозможность понять, где кончаются границы «Я» и
начинаются границы «мы».
12. Отсутствие близкого друга
или близких друзей. Низкие показатели успеха и популярности у лиц противоположного
пола.
13. Низкая жизнестойкость и
стрессоустойчивость, неумение
добиваться своей цели, стремление получить от жизни всё «здесь и сейчас».
14. Ранимость, обидчивость,
эмоциональная неустойчивость. Неспособность к адекватному выражению своих
чувств и контролю над ними, подгонка собственных чувств и эмоций под
эмоциональный ряд внешнего окружения.
15. Повышенная внушаемость и
конформность.
16. Стремление к удовольствию и
изменению эмоционального состояния оказываются выше навыков самоконтроля.
17. Неприятие «Я-реального»,
называемое комплексом неполноценности, при котором низкая самооценка сочетается
с завышенными требованиями к себе. Именно наркотик часто становится главным
способом её повышения.
18. Неспособность справиться с
навалившимся грузом экзистенциальных проблем, отсутствие навыков преодоления
чувства одиночества и подавленности, низкая саморегуляция.
19. Незрелость
мотивационно-потребностной сферы подростка. Доминирование «низших» потребностей
по Маслоу (физиологических и потребности в безопасности) над «высшими»
(потребность в любви и привязанности, уважении и статусе, самореализации).
20. Несформированность
морально-этических норм и принципов, делающих раскаяние невозможным в силу
отсутствия внутреннего конфликта.
21. Неготовность принять на
себя ответственность за собственную жизнь и собственные поступки. Стремление
пользоваться взрослыми возможностями, делегируя ответственность либо семье,
либо школе, либо «вожакам стаи». В психологии это называется экстернальным
локусом контроля.
22. Зашкаливающие барьеры
критичности по отношению к миру взрослых, невозможность вычленить факторы
общности с ним.
23. Полный негативизм по
отношению к значимым взрослым без попытки анализа поступающей информации.
24. Повышенная конфликтность,
противостояние авторитетам; в сочетании с неспособностью продуктивного выхода
из конфликта.
Асоциальное поведение.
25. Низкая индивидуальная
способность психологической защиты, не позволяющая справляться с эмоциональным
напряжением.
26. Низкий уровень заботы о
себе в сочетании с неготовностью просить психологическую помощь в стрессовой
ситуации.
27. Безрассудное стремление к
риску и поиску острых ощушений
28. Незрелость механизмов
логического мышления, не позволяющих анализировать ситуацию во всей её полноте.
29. Низкий уровень
познавательных интересов. Слабые академические успехи, порождающие эффект
школьной тревожности .
30. Отсутствие постоянных и
устойчивых личных интересов и хобби. Ощущение скуки, как проявление
инфантильности личности, неспособной найти себе дело по душе.
31. Неуверенность в собственных
силах, правильности выбора профессии, страх за своё будущее.
32. Наличие других форм
зависимого поведения (склонность к азартным играм, компьютерная и интернет
зависимость).
33. Перенесённые в детстве
травмы головного мозга, в том числе родовые травмы. 34. Неудовлетворённость
собственным физическим обликом и его несоответствие идеалам
мужественности/женственности, принятым в подростковой среде. Низкие темпы полового
созревания.
Чтобы определить те или иные признаки, можно не только наблюдать, беседовать с ребёнком, но и пройти психологическое тестирование. Не оставайтесь в стороне от ребёнка - обратитесь вовремя за помощью к специалисту!
|